– Поступают
ли ГИПП как общественной организации просьбы, предложения, пожелания от
издательского сообщества на тему кадровых проблем в СМИ?
– Издательская индустрия постоянно сталкивается с
проблемой катастрофической нехватки кадров, и, естественно, ГИПП как
индустриальная ассоциация, в курсе этой проблемы.
К сожалению, наша система профобразования существенно
отстала в своем развитии от бурно растущего рынка. Из наиболее очевидных
симптомов: низкий уровень либо отсутствие подготовки по целому ряду
специальностей, нехватка специалистов, недостаток современной профессиональной
литературы. Издатели уже в полной мере осознали, что без квалифицированных
кадров их бизнес в ближайшей перспективе окажется неконкурентоспособным. Поэтому
пожелание в адрес ГИПП только одно – заняться этой темой и изменить ситуацию,
вот мы и занялись.
– Какая
проблема, на ваш взгляд, для рынка острее – недостаточная квалификация
журналистов или медиаменеджеров?
– Странный вопрос – по сути, кто важнее: журналисты или
медиаменеджеры? Естественно, успех бизнеса – в профессионализме и тех, и других.
По роду деятельности мне сложно оценивать сегодняшний уровень профессиональной
подготовки журналистов, тем не менее, в нашей стране есть множество вузов,
которые готовят журналистов. Насколько уровень их подготовки и количество
соответствуют современным нуждам отрасли – другой вопрос. А вот что касается
подготовки менеджеров для издательской отрасли – проблема гораздо острее. Хочу
на этом остановиться подробнее.
Можно выделить три основных блока профессионального
образования, которые вместе создают ту самую систему непрерывного образования,
про которую сегодня говорят с самых высоких трибун: а) высшее образование для
менеджеров издательского бизнеса – с этим самые большие проблемы: нет
современных программ, учебников, профессиональных преподавателей; б) повышение
квалификациивведение в специальность существует сегодня без какой-то системы:
консалтинг, семинары, самостоятельные инициативы издателей; в) МВА – нет
профильных программ в России.
– В чем
основная причина кадровых проблем СМИ в России?
– На мой взгляд – в отрыве индустрии от образовательных
структур или, если хотите, образовательных структур от индустрии. В советские
времена существовал так называемый государственный заказ на специалистов –
перечень специальностей и требования к ним, необходимое количество специалистов,
система прохождения профессиональной практики и трудоустройства и пр.
Естественно, сейчас такой госзаказ уже не формируется, советская система
развалились, а индустриальный заказ образовательные заведения не получили, связи
индустрии и образовательных учреждений только формируются. Индустрия
недостаточно включена в процесс подготовки собственных
кадров.
– Каковы пути
выхода? Кто и с чего должен начать, чтобы изменить
ситуацию?
– Очевидно, что индустрия должна сегодня проявить
инициативу и взять на себя определенную ответственность, стать непосредственным
участником процесса подготовки и переподготовки кадров – и при этом не только
сотрудничать с государственными образовательными учреждениями, но и создавать
собственные центры подготовки и переподготовки
специалистов.
Но, прежде всего, считаю, индустрия должна составить
перечень необходимых специальностей и требования к специалистам (знания, навыки,
умения, количество специалистов) для обновления общего реестра специальностей.
Далее индустрия должна разработать совместно с
образовательными учреждениями основу программ для обучения специалистов по той
или иной специальности, которые вузы возьмут за основу и будут дорабатывать. При
этом индустрия – неотъемлемый партнер в этой системе, оказывающий постоянную
помощь: от подготовки и повышения квалификации преподавателей, участия
представителей индустрии в преподавательской деятельности, экзаменации и
тестирования, проведения мастер-классов до подготовки профессиональных кейсов и
литературы и сертификации программ.
– Подобные
реформы – всегда процесс длительный. На ваш взгляд, в течение какого времени
реально добиться конкретных результатов?
– Я не люблю делать прогнозы, мне ближе активные
действия. Естественно, за год мы ситуацию не исправим, но можем существенно
продвинуться в решении проблем.
– Какова роль
всевозможных в решении этой проблемы общественных организацию, в частности
ГИПП?
– Главная задача, на мой взгляд, – сформулировать нужды
индустрии и наладить контакт с образовательными учреждениями, начать работать с
ними максимально тесно по всем перечисленным выше позициям. При этом именно
индустрия должна создавать центры и систему повышения квалификации. Только с
участием индустрии такая система будет эффективна.
– Известно,
что ГИПП планирует провести конференцию на тему подготовки кадров в СМИ. Это
первое мероприятия на подобную тему за историю существования Гильдии. Почему
именно сейчас так остро встал вопрос о проблемах кадров в
СМИ?
– Тема возникла давно, если помните, в 2002 году у ГИПП
был проект «Школа издательского бизнеса», в рамках которого мы сделали попытку
отработать описанную выше схему – подготовили программу для директоров служб
рекламы издательских домов, собрали необходимые кейсы и подготовили
преподавателей, которые сейчас успешно работают медиаконсультантами, сделали
несколько выпусков. В то же время стало понятно, что нужен центр повышения
квалификации: не наша функция заниматься обучением, функция ГИПП – сопровождение
процесса со стороны индустрии и сертификация программ.
Последние полтора года, как вы знаете, ГИПП была плотно
занята подготовкой Всемирного газетного конгресса WAN в Москве. После конгресса мы подняли тему подготовки
кадров и озвучили предложения индустрии сначала в рамках выставки «Издательский
бизнес – 2006», потом – на коллегии в Федеральном агентстве по печати и массовым
коммуникациям. Именно там стало очевидно, что необходима отдельная конференция
по проблеме подготовки кадров в издательской индустрии. У электронных СМИ
ситуация с подготовкой кадров сегодня значительно лучше.
– Зачастую
многочисленные круглые столы, конференции и т. д. заканчиваются ничем. Будут ли
по результатам конференции ГИПП предприняты конкретные действия и
какие?
– Вот в этом с вами соглашусь, к сожалению, очень многие
отраслевые мероприятия превращаются просто в говорильню. Я бы не называла это
мероприятие конференцией ГИПП. Это отраслевая конференция по проблемам
подготовки управленческих и творческих кадров для издательской индустрии, ГИПП
выступает инициатором и организатором. Есть оргкомитет, в составе которого –
многоуважаемые специалисты индустрии, мы пригласили региональных участников, все
отраслевые организации. Цель конференции – освещение сегодняшней ситуации с
подготовкой кадров для издательской индустрии, формулирование краткосрочных и
долгосрочных целей и задач, определение того, что индустрия и образовательные
учреждения могут сделать для их решения самостоятельно, а в чем нужна поддержка
государства. В том, что далее будут конкретные действия, не сомневайтесь. Могу в
дополнение сказать, что проект отраслевого образования – один из приоритетных
проектов ГИПП на 2007–2008 годы.
Кроме того, очень надеюсь, что эта общая тема станет
площадкой для объединения усилий всех профессиональных отраслевых
объединений
Юлия
Володина