Американский программист Брэд Фитцпатрик создал систему онлайн-общения, которая завоевала большую популярность: миллионы людей в разных странах пишут свои и читают чужие онлайн-дневники или блоги.
Мировая блогосфера продолжает стремительно расти – за последние три года
количество блогов увеличилось в 100 раз.
На сегодняшний день, по данным
экспертов, в мире насчитывается 56 млн блогов.
Наиболее крупным блог-сервисом является livejournal.com, на котором
зарегистрировано около 11,5 млн аккаунтов по всему миру. Больше всего блогов
зарегистрировано в США, только в рамках системы livejournal.com их количество
превышает 3 млн. В число пятнадцати наиболее активных стран в ЖЖ входят
Австралия, Украина, Сингапур, Филиппины, Израиль, Бразилия, Германия,
Нидерланды, Финляндия, Япония и Новая Зеландия.
Россия занимает второе
место в этом списке с более чем 0,3 млн зарегистрированных блогов.
Правда, аналитики, говорящие о всероссийском расцвете блогов, несколько лукавят: 0,3 млн блогов – меньше 1% населения России, и пользуются этими сервисами в основном молодые люди в крупнейших городах. Однако нельзя недооценивать информационную значимость проекта: самые популярные российские блоги используются хозяевами как некие персональные СМИ. Более того, блог-сервисы стали хорошим инструментом для вбрасывания в общественное мнение разнообразных идей – например, ряд депутатов Госдумы охотно ведут свои виртуальные дневники.
Популярность ЖЖ вызвала желание заработать на достаточно большом интернет-трафике – с июля этого года ЖЖ стал развиваться как экономический проект. Именно тогда был запущен проект, допустивший рекламу на страницы livejournal. Тогда появились так называемые улучшенные аккаунты, которые позволяли размещать рекламу в обмен на дополнительные возможности для пользователя. До этого на страницах ЖЖ не было никакой рекламы. Правда, всегда существовали так называемые платные аккаунты – пользователь мог заплатить дополнительные деньги за получение более широкого спектра возможностей. Однако большинство пользователей ЖЖ никому ничего не платили.
В среду компания SUP объявила, что приобретет права на «лицензию на
обслуживание» кириллического сегмента ЖЖ у компании Livejournal Inc., которая
занимается коммерческой стороной обеспечения портала. Подробности сделки
остаются пока неизвестными. Скорее всего, SUP попробует заработать на русском ЖЖ
и часть прибыли будет отчислять Livejournal Inc.
Зарабатывать SUP будет
на размещении рекламы.
Видимо, ради обсуждения сути будущего
сотрудничества и прибыл в Москву Брэд Фитцпатрик.
По словам Антона Носика, который является главой блог-направления компании SUP, речь идет о том, что 681 тысяча кириллических пользователей «Живого Журнала» в России, в странах бывшего СССР, в Болгарии, Монголии и везде, где есть люди, пишущие на кириллице, получат возможность пользоваться новыми сервисами. На самом деле эти сервисы, такие как поиск по блогам Яндекса или ljplus.ru, который позволял пользователям вешать большие картинки и фотографии, уже были доступны пользователям. Однако теперь они будут интегрированы в ядро ЖЖ, что обеспечит бесперебойность их работы.
Судя по всему, приход коммерции в ЖЖ вынуждает его менеджеров задуматься о
введении неких форм контроля контента. Например, скоро будет сформирована
российская система надзора за дневниками – Abuse Team. Этот орган должен
надзирать за соблюдением корректности пользователями ЖЖ. В американском
livejournal такой орган уже есть, теперь появится его российское подразделение,
которое будет адаптировано к нашей действительности. Однако как – пока
неизвестно. Правда, видимо, опасаясь воплей со стороны свободолюбивых
интернетчиков, Носик в своем блоге в ЖЖ сообщил, что дневники не будут
перенесены на российские серверы и «они останутся не доступны для Минсвязи или
ФСБ России».
Справка:
Компания SUP была
создана российским финансистом Александром Мамутом и американским бизнесменом
Эндрю Полсоном, который известен как создатель и бывший совладелец издательского
дома «Афиша». Цели компании пока декларируются весьма размыто. Например,
руководитель ее блог-составляющей Антон Носик говорит, что компания будет
заниматься не только блогами.
Тимур Мухаматулин