Назад

Журналист-профессионал: кто он?

1. Как вы оцениваете уровень профессионализма работников СМИ?

2.По каким критериям вы оцениваете профессионализм современного журналиста?

3.Кто должен заниматься подготовкой кадров менеджеров, топ-менеджеров для издательского бизнеса?

4. Насколько целесообразно открывать при изданиях школы молодого журналиста?

На вопросы «Журналиста» отвечают:

Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

1. Он — разный. Есть выдающиеся профессионалы. Немало хороших специалистов. Но в основном, к сожалению, доминирует серость, особенно в прессе, так сказать, второго и последующих ярусов. Нельзя сказать, что люди там неподготовленные, но в условиях рынка и свободы слова они ещё, в массе своей, толком работать не научились. А чего стоят сплошная перепечатка материалов интернета или своих коллег, поверхностность взглядов, нередкая подтасовка фактов, заказные материалы и т.д.

Во многом — это следствие существующей системы подготовки и переподготовки кадров СМИ, которую пока что и системой назвать сложно. Как правило, в вузе готовят к одному, хотя в жизни требуется не совсем то, к чему готовили. И повинны здесь как система образования, так и сам издательский бизнес, который пока даже не сформулировал перед ней и государством внятных требований к профессиям, которые ему нужны сегодня и понадобятся в перспективе. Думаю, что всё это надо срочно менять, иначе по-настоящему качественные СМИ повсеместно в стране появятся нескоро, да и потенциал нынешней периодики поддерживать будет всё труднее.

2. Прежде всего, он должен быть честным, объективным и независимым. Уметь отстаивать свою точку зрения, отвечать за написанное или сказанное и не трактовать свободу слова как вседозволенность. А то ведь сегодня без темы секса, хорошо бы ещё в рамках приличий, и журнал за журнал не считается. А сколько примеров безвкусицы и откровенной пошлости можно найти даже во внешне респектабельных изданиях! Это — главное. Остальные профессиональные критерии — дело специалистов.

3. На начальном этапе — система образования по заказу бизнеса, а дальше — в основном бизнес и они сами. Форм послевузовского образования — множество. Важно найти и выбрать то, что нужно. Повторюсь, однако, что без чётких требований к профессиям, которые нужны отрасли, сделать это вряд ли удастся. Ведь только зная конкретную цель, можно определить пути её достижения — готовить программы, преподавателей, выстраивать систему курсов, семинаров по обмену опытом и т.д. Нельзя сказать, что этого сегодня нет вовсе. В качестве позитивных примеров можно назвать недавно состоявшиеся выставку-конференцию «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС PUBLISHING EXPO-2006», организованную ГИПП, Х Международный семинар АРПП для топ-менеджеров рынка печатных СМИ в Кемере, и многое другое. Но всё это пока выглядит как то разрозненно и несистемно.

4. Целесообразно, если у издателей появится к этому интерес и они захотят создать для себя действенный резерв подготовленных кадров. Но я бы такие школы лучше назвал «Школами практической журналистики», как это сделал ИД «Алтапресс» в Барнауле. Ведь современной практической журналистике надо учить не только молодых журналистов, но и огромную массу уже действующих.

Подготовку кадров для СМИ в настоящее время осуществляют 83 государственных и 19 негосударственных высших учебных заведений, но о необходимости внедрения новой технологии профессиональной подготовки журналистских кадров, прежде всего для деловой журналистики, пока задумались лишь считанные из них — МГУ (кафедра Теории и экономики СМИ), МГУП (Школа издательского бизнеса), МГИМО (факультет Международной журналистики) и несколько региональных.

В общем, процесс перехода на новые формы и принципы обучения кадров печатных СМИ затянулся, т.к. стратегия и адекватная ей технология профессионального образования специалистов современных СМИ в стране отсутствуют. И дело здесь не столько в нежелании и университетском консерватизме, сколько в неимении коллективов квалифицированных преподавателей и четкого заказа отрасли на предмет кто ей нужен. За редким исключением, у высшей школы пока просто нет, да и не может быть потенциала для того, чтобы в одиночку качественно решить эту проблему. Преподаватели вузов, как правило, не имеют опыта работы в современных СМИ, особенно системно организованных, а их знания преимущественно носят сугубо теоретический и узкоспециальный характер.

Между тем, этот опыт есть у редакций, которые выбрали самостоятельный путь развития, наработали собственные профессиональные стандарты, имеют хорошую техническую базу. Именно они могли бы взять на себя роль локомотивов в профессиональном образовании, стать центрами по передаче и изучению накопленного опыта. В таких компаниях можно посмотреть и понять главное: «как это работает». Но в массе своей крупные издательские структуры пока не готовы вкладывать свои средства и силы в развитие технологии подготовки кадров, хотя она, так или иначе, нужна всем. В противном случае, о повышении качества российской журналистики, равно как и самих СМИ, придётся забыть.

Юлия Казакова, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати

1. Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наш рынок — неоднороден. И это не только деление на Москву и регионы. Есть профессионалы высочайшего уровня, прекрасно ориентирующиеся не только в российских реалиях, но и в последних тенденциях мирового издательского рынка, способные оценить перспективы бизнеса и постоянно расширяющие свои знания и умения. Есть и люди по-настоящему далекие от понятий «издательский бизнес» или «журналистика».

2. Мне по роду своей деятельности сложно оценивать профессионализм журналистов, проще говорить о профессионализме управленческих кадров в издательском бизнесе. Тем не менее.

Профессионального журналиста во все времена отличает проверка достоверности информации и источников; желание «докопаться до сути», а не банальная переписка пресс-релизов; в определенном смысле смелость и ответственность, следование этическим нормам; конечно, грамотность; желание профессионального роста.

Из тенденций последнего времени могу отметить следующее.

Сегодняшняя информационная среда и бурное развитие новых медиа требуют от журналиста и современных технических навыков. Помимо элементарного знания компьютера — умение работать в современных редакционных системах и мультимедийных ньюзрумах. И это — не журналистика будущего, это — сегодняшняя ситуация для многих российских газет и обычная практика для массы зарубежных газет.

Многие журналисты ленятся или не желают тратить время и силы на изучение темы, поэтому материалы поверхностны, а нередко вообще искажают действительность в погоне за сенсацией.

Масса сотрудников этой профессии (не поднимается рука назвать их журналистами) зарабатывают деньги на размещении той или иной информации или, наоборот, на неразмещении «заказухи». Часто, к сожалению, эта инициатива идет и от издателя. Это уже «профессионалы» бизнеса, далекого от журналистики и издательского дела.

Главное, думаю, профессиональному журналисту должны быть присущи определенные человеческие качества, ведь он влияет и формирует информационное поле, общественное сознание и культуру. Эта профессия — очень непростая и требующая, по моему мнению, помимо решительности и любознательности, большой внутренней порядочности и ответственности.

3. Кто должен заниматься подготовкой кадров менеджеров, топ-менеджеров для издательского бизнеса?

Это — непростой вопрос. У меня есть понимание, как может быть выстроена эта система и какой должна быть роль индустрии в этом процессе. Я уже говорила об этом на «круглом столе» в рамках выставки «Издательский бизнес-2006».

К сожалению, наша система профобразования существенно отстала в своем развитии от бурно растущего рынка. Из наиболее очевидных симптомов: низкий уровень подготовки либо отсутствие подготовки по целому ряду специальностей, нехватка специалистов, недостаток современной профессиональной литературы.

Можно выделить три основных блока профессионального образования, которые вместе создают ту самую систему непрерывного образования, про которую сегодня говорят с самых высоких трибун:

— высшее образование для менеджеров издательского бизнеса (с этим — самые большие проблемы, нет современных программ, учебников, профессиональных преподавателей);

— повышение квалификации введение в специальность (существует сегодня без какой-то системы: консалтинг, семинары, самостоятельные инициативы издателей);

— МВА (нет профильных программ в России).

Прежде всего, индустрия должна составить перечень необходимых специальностей и требования к специалистам (знания, навыки, умения, количество специалистов) для включения в общий реестр специальностей.

Далее на основании этого «индустриального заказа» (вместо госзаказа прошлых лет) индустрия должна разработать совместно с образовательными учреждениями основу программ для обучения специалистов по той или иной специальности, которые вузы возьмут за основу и будут дорабатывать. При этом индустрия — неотъемлемый партнер в этой системе, оказывающий постоянную помощь от подготовки и повышения квалификации преподавателей до предоставления индустриальных кейсов и проведения мастер-классов.

По профилю, возможно, подготовка менеджерского состава должна вестись в экономических или управленческих вузах. Либо следует создать самостоятельный институт подготовки кадров для издательской отрасли. Мне кажется, быстрее создать новое учебное заведение, чем ввести качественные изменения в тех вузах, которые есть сегодня.

4. Издатели делают это не от хорошей жизни. Профессиональных кадров не хватает, особенно в регионах. Система образования буксует, а выпускать издания надо уже сейчас. Поэтому каждый, как может, замещает ту брешь в подготовке кадров, которая сегодня образовалась.

Читайте также

все новости