Правда, другим же своим замечанием он опроверг свое
высказывание. Оказывается, этот рынок в 2005 году как раз продемонстрировал
динамичный рост, которому многие могли бы позавидовать. Было реализовано прессы
на сумму более 2 млрд. долларов (включая бесплатное распространение), а также
было освоено 1, 39 млрд. долларов рекламных средств. Такова уж особенность
многих отчетных докладов – некоторая противоречивость и нелогичность. Доклад
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - не исключение.
Причин нестыковок может быть целая уйма: как желание подсластить пилюлю
(мол, не все так плохо), так и расчет, который позволит всегда воскликнуть
"именно об этом мы и говорили!". Читателю, слушателю словно
предоставляется возможность решать, что больше похоже на правду. В любом
случае г-н Пуля отметил, что на медиа-бизнес положительно влияют "благоприятный
для России макроэкономический прогноз, связанный с высокими мировыми ценами на
энергоносители, рост конкуренции в ведущих секторах экономики страны,
заставляющий компании повышать расход на рекламу, а также развитие новых ниш в
самом рекламном рынке".
К сожалению, это не помогает остановить падение
общего тиража газет, который в 2005 году составил 8,312 млрд. экземпляров.
Согласно докладу "это на 188 млн. экземпляров меньше уровня прошлого года".
Специалисты открыто называют газетный рынок проблемным, отмечают, что за всеми
серьезными общероссийскими и региональными ежедневными газетами стоят
всевозможные властные структуры, финансово-промышленные группы или
аффелированные с ними фирмы - "их активное спонсорство деформирует рынок,
нередко негативно сказывается на содержании прессы и, следовательно, на доверии
к ней читателей". Основными проблемами газетной отрасли также были названы
"отток молодого поколения читателей в возрасте 25-35 лет, сокращение доли газет
в структуре медиа-потребления, резкий рост редакционных расходов на маркетинг и
продвижение газет плюс отток classified рекламы в онлайновые медиа".
Зато
на российском журнальном рынке "все в шоколаде". По объему рекламы, собранной в
одном номере, российские журналы догнали лучшие зарубежные аналоги. Менеджеры
ликуют, читатели грустят... При этом растут в журналах рекламные тарифы:
"стоимость рекламной полосы журнала "Mens Health" в 2005 году составляла 11800
долларов, а в 2006 - уже 13500 долларов". В минувшем году было зарегистрировано
1399 новых журналов. По мнению экспертов, такой бум вызван "большой
прибыльностью и меньшей трудоемкостью журнального бизнеса по сравнению с
газетным".
Юрий Пуля обратил внимание на то, что следующий доклад в 2007
году Агентство будет делать совместно с издательскими домами.
- Будут
созданы рабочие группы, распределены роли и задания, которые предстоит
выполнить, - делится он планами на будущее. - Мне кажется, что тем самым можно
будет поднять информацию на качественно новый уровень.
Мария
Соколова