Книжное дело – это не бизнес, а издательство – это не только автор

Источник: 

Молодежная газета
Книжное дело – это не бизнес, а издательство – это не только автор

Изображение: mgazeta.com

В Уфе в рамках III международной книжной ярмарки «Китап-Байрам» прошел круглый стол «Развитие книжной индустрии в России».

В серьезном обсуждении внимание акцентировалось на новые веяния и развитие книжной индустрии, которая переживает эпоху трансформаций, требующую гибкой адаптации к вызовам рынка.

Спикерами деловой программы выступили президент Ассоциации книгоиздателей России Константин Чеченев, президент Ассоциации распространителей, главный редактор журнала «книжная индустрия» Светлана Зорина, менеджер по развитию, аналитик Торгового Дома Книги «Москва» Ирина Павлюкова, исполнительный директор издательства «Питер» Анна Титова, руководитель Агентства по печати и СМИ РБ Максим Ульчев, руководитель башкирского издательства «Китап» имени Зайнаб Биишевой Эльмира Хайритдинова, генеральный директор якутского издательства «Айар» Август Егоров, а также писатели, издатели, любители литературы.

Открывая круглый стол, Константин Чеченев отметил, что «Китап-Байрам» представляет собой не просто ярмарку книг, а важное культурное событие, которое отличается от других международных книжных ярмарок и способствует развитию литературы и культурного обмена. Он подчеркнул, что уникальные особенности, акцент на национальные ценности и активная поддержка со стороны руководства республики делают это мероприятие значимым не только для Башкортостана, но и для всей страны.

Константин Чеченев считает, что именно национальные издательства играют основную роль в успехе «Китап-Байрама», поскольку их участие не только обогащает ярмарку разнообразием литературных произведений, но и способствует популяризации местной культуры.

Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются участники отрасли, Чеченев отметил, что выигрывают сегодня те издания, которые сотрудничают с маркетплейсами. По его словам, с умело выстроенной маркетинговой стратегией можно получить большой рынок сбыта.

Чеченев подчеркнул, что в новых условиях должны меняться и книжные магазины. По его словам, они должны быть приравнены к социальным объектам.

«Книги у нас стоят дорого, и люди идут туда, где им выгодно, - отметил книгоиздатель. - И мы пока движемся по пути Китая, где 80 процентов изданий приобретается на маркетплейсах».

Книгоиздатель отметил, что Башкирия является примером региона, где руководство успешно поддерживает своего книгоиздателя. Например, проведение книжной ярмарки и открытие фирменного магазина «Китапа» на улице Ленина.

Интересным было выступление Светланы Зориной, которая отметила, что обеспеченность книжными магазинами в башкирской столице составляет 1 объект на более, чем 31 тысячу человек. По её словам, первое место в списке занимает Казань, на втором и третьем местах - Самара и Ростов-на-Дону, а четвертое место у Санкт-Петербурга.

«Средний коэффициент по стране составляет один магазин на 39,5 тысячи жителей, - подчеркнула Зорина. - И это относится к городам-миллионникам, а в других – ситуация похуже. В долгосрочной программе развития книготорговой инфраструктуры этот коэффициент должен быть приближен к европейским нормам - 1 магазин на 15 тысяч жителей».

Для решения проблем книгоиздателей она предложила на законодательном уровне ограничить ценовую конкуренцию между онлайн- и офлайн продажами, запретить устанавливать предельно низкую и предельно высокую цену и на снижение стоимости товара в одностороннем порядке, за исключением случаев, когда его владелец сам принимает такое решение. Также для поддержки книжной индустрии она предложила ввести аналог «Пушкинской карты» для книжных магазинов и НДС 0% на книги по всей цепочке: издательство — типография — дистрибуция.

Анна Титова в своем выступлении отметила, что вопреки распространённому мнению о снижении интереса к чтению и популярности электронных носителей информации, современная молодёжь от 16 до 24 лет остаётся самой активной читательской аудиторией. По её словам, их предпочтения включают художественную литературу и психологическую литературу, что свидетельствует о сохранении интереса к глубокому осмыслению и анализу окружающего мира. И что интересно, в ответ на этот тренд издательство «Питер» разработало уникальный формат – эко-покет, представляющий собой недорогие, экологичные и удобные книги. Часть средств от их продаж направляется на реализацию экологических проектов, таких как посадка деревьев и создание экотроп, что способствует гармонизации взаимодействия человека с природой.

Ирина Павлюкова рассказала, что её особо радует то, что молодёжь проявляет большой интерес к нестандартным формам подачи классической литературы. Она отметила, что примером такого подхода является использование современных анимационных иллюстраций для классических произведений, что делает их более привлекательными для молодого поколения. Павлюкова уверена, что этот метод не только способствует популяризации чтения, но и открывает новые горизонты для интерпретации классических текстов.

Аналитик Торгового Дома Книги «Москва» Ирина Павлюкова осталась в восторге от многочисленные фотозоны, созданных с использованием элементов из известных литературных произведений. Среди них были инсталляции с Маленьким принцем, «ожившие» образы Александра Пушкина и Льва Толстого, а также зелёные холодильники, которые стали символом экологичности и устойчивого развития.

Трогательно москвичка поделилась тем, на книжной ярмарке ей понравилась книга издательства «Китап» для малышей с переложением мультфильма «Жил-был пёс…». По ее словам, особый восторг вызвали иллюстрации, которые не были похожи на мультяшные, что добавило произведению оригинальности и глубины.