Что является рекламой с точки зрения закона?
10.06.2025
Источник:
СППИ ГИПП
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕКЛАМОЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА?
В соответствии с действующими нормами, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Нормы Закона о рекламе, требования к ее содержанию и маркировке в Интернете не распространятся на:
- политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
- информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированыв произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера и др.
КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В «ПОГРАНИЧНЫХ» СИТУАЦИЯХ?
Общая логика отнесения информации к рекламе базируется на следующих принципах:
РЕКЛАМА |
НЕ РЕКЛАМА |
Публикация привлекает внимания к конкретному товару или услуге |
Информирование о текущей хозяйственной деятельности компании |
Публикация выделяет этот товар или услугу среди остальных |
Нет акцента на каком-то отдельном товаре, услуге, артикуле товара, цене, месте |
Есть призыв купить, сходить, воспользоваться услугой, с указанием адреса, контактов |
Сообщение оформлено так же, как и другие в этом канале (особенно касается сайта с лентой новостей и соцсетей) |
Таким образом, в соответствии с позицией ФАС, рекламой не считается:
- информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавцов;
- обзор нескольких товаров разных производителей в посте или видеоролике блогера не относится к рекламе, если его основной целью не является продвижение товара на рынке;
Однако если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой, в таком случае на нее распространяются нормы статьи 18.1 Закона о рекламе и требуется маркировка!
- рекламой не будет признается так называемая органичная интеграция, когда речь идёт об упоминании товара, средств его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, которые органично интегрированы в новостные, научные или литературные произведения, а также произведения искусства, если они сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Интеграция перестает быть «органичной» и может признаваться рекламой и, соответственно, требовать маркировки, когда внимание, например, в видеосюжете или статье-обзоре акцентируется на отдельном товаре, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения к нему.