Алексей Иванов: Позитивные знаки

Источник: 

СППИ ГИПП
Алексей Иванов: Позитивные знаки

Изображение: Александр Иоффе

XXIII Городской отраслевой форум печати, организованный Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы при участии Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) и Российского книжного союза, прошел в Москве 15 февраля. В своем выступлении президент СППИ ГИПП, генеральный директор ИД «ИМ Медиа» Алексей Иванов остановился на проблемах, актуальных не только для московского рынка, но и для индустрии в целом.

«Тема, которая волнует всех издателей, – это бумага. В 2022 году при поддержке в том числе Правительства Москвы нам удалось на какое-то время стабилизировать цены, но сегодня они продолжают расти. СППИ ГИПП, конечно же, следит за тем, чтобы не было резких скачков цен. И здесь наша задача (таковой она была в прошлом году и остается в 2024 году) – быть некими медиаторами, чтобы соблюсти интересы издателей, для которых важна маржинальность, и при этом и не убивать рентабельность самих полиграфических комплексов. Мы в плотной связке работаем с типографиями, и на данный момент ситуацию удалось купировать, но рост цен – процесс постоянный. Необходимо искать какие-то компромиссные решения между издателями, типографиями и производителями бумаги.

Второй момент, на котором хотелось бы заострить внимание: в целом, дистрибуция выходит на первый план для издательского сообщества. Доходы от дистрибуции для большинства оставшихся на рынке издателей – основная статья доходов. Да, у нас есть издательства, для которых реклама остается главным источником дохода, но и для них дистрибуция – это очень важно. И я надеюсь, что те эксперименты с киосковой сетью, которые будут проведены в Москве, в дальнейшем можно будет экстраполировать на всю Россию. И насколько я знаю, в этом заинтересовано и Минцифры России.

Ритейл – тоже очень важная тема. Потому что сейчас у издателей порядка 50% (а то и больше) дистрибуционной выручки идет именно из сетей супермаркетов. 10 лет назад любой издатель без супермаркетов мог легко прожить, потому что существовала огромная киосковая розница. Сейчас это уже невозможно: если убрать супермаркеты, то образуется такая большая доля выпадающих доходов, что, я думаю, ни один издатель не сможет себе позволить дальше продолжать свою деятельность. Это, конечно, приведет к катастрофическим последствиям. Вести диалог с ритейлом в последние годы нам также помогало в том числе и Правительство Москвы. Добавлю, что несколько дней назад на площадке Минпромторга России было проведено очень важное совещание, где встретились издатели, дистрибьюторы и сети FMCG. Правительством Российской Федерации была поставлена четкая задача по сохранению печатной продукции в ритейле (и даже шла речь о ее расширении). Это очень позитивные знаки для нас, как для отрасли, потому что мы понимаем, что представляем ценность для государства.

Что касается аудитории, то с 2022 года идет ренессанс печатных медиа, неожиданный в том числе и для нас самих: у нас стали расти цифры измерений компании Mediascope. Можно объяснять это по-разному, начиная с того, что печатные СМИ вызывают больше доверия, чем онлайн в данный момент, хотя при этом издатели присутствуют и в онлайне и на своих ресурсах дают точно такую же проверенную и качественную экспертную журналистику, как и в офлайне. Но факт остается фактом: аудитория прессы выросла. Я думаю, что и в дальнейшем мы увидим рост, просто по той причине, что, я надеюсь, больше издательских домов станет включаться в сами измерения. Если наша аудитория будет расти, то и наша значимость, как отрасли, конечно, тоже будет расти.

Аудитория напрямую влияет на рекламные доходы. Если смотреть на официальные данные, рынок упал в 2022 году, когда ушли и западные журнальные бренды, и западные рекламодатели. Но на самом деле, если убрать эту часть и посмотреть на тех, кто был, есть и остался, то такой трагичной картины не наблюдается. Опять же, исходя из личного общения с издателями, 2023 год выдался довольно удачным по рекламе, и ведущие издательства (не отрасль в целом) показали рост. Это позволяет надеяться, что в 2024 году рост, как минимум, сохранится.

Когда началась СВО, из России ушли многие западные бренды, и мы ожидали, что придут бренды из дружественных стран и западных рекламодателей заменят компании из Китая, Индии и т. д. К сожалению, надо констатировать, этого пока что не произошло. То есть бренды из этих стран пришли, но они не готовы вкладывать огромные деньги в промо, на которое мы рассчитывали и которое нам бы хотелось бы видеть. Но мы все равно, как отрасль, работаем над этим.

И в заключение я бы хотел сказать, что нельзя забывать про наши digital-ресурсы, потому что они стали неотъемлемой частью практически любого издательства. Очень важно не противопоставлять прессу и digital, потому что это уже единая экосистема как для самих издательских домов, так и для индустрии в целом. Печатные и цифровые ресурсы – инь и ян издательского бизнеса, как мы говорили на нашем форуме Publishing Expo в ноябре прошлого года. Это две площадки, которые позволяют нам распространять качественный контент, доносить его до нашего читателя, делая его счастливым. И, мне кажется, это самая главная задача нашей индустрии».

Александр Никитушин

Материал опубликован в апрельском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)