Возможности для роста отечественных брендов обсудили на ПМЭФ

Источник: InterMedia

Возможности для роста отечественных брендов обсудили на ПМЭФ

Сессия «Отечественные бренды: новые возможности для роста» состоялась 15 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступил директор по специальным проектам Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Михаил Хомич. Он отметил, что уход зарубежных брендов стал для отечественных производителей поводом заявить о себе. Как отметил генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак, многие пользователи не ждут возвращения иностранных компаний в Россию. Так, по его оценкам, на ушедшие бренды приходилось до 79% пользователей, но 77% не ждут их возвращения в страну. – Они просят заменить их российскими при условии, что те будут качественными, – заявил спикер. При этом многие освободившиеся ниши до сих пор пустуют. Такое мнение высказала, в частности, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. – Иностранные компании ушли и мы видим возможности для роста, для замещения этих рынков, но про нас не знают. У нас нет ресурсов на агрессивную рекламу и продвижение, – высказала она мнение. Светлана Чупшева рассказала, что в АСИ ведется диалог с теми субъектами страны, где уже предложили разные меры поддержки предпринимателей. Однако в России пока что не хватает специалистов, которые могли бы заниматься формированием брендов и донесением их миссий, в не просто рисованием логотипов. Основатель студии дизайна Артемий Лебедев возмутился, что многие компании не пользуются уникальной ситуацией, чтобы активнее осваивать рынки. Впрочем, он также отметил, что многие россияне по-прежнему не доверяют отечественным брендам. – Все равно у нас есть потребность сделать что-то похожее на западное – написать название латиницей, например. Мы по-прежнему не выросли из этого удивительного явления. Мы настолько стесняемся своего, не ценим сами себя. Мы – это прекрасная страна, прекрасная культура, прекрасный язык, прекрасные возможности, – заявил он. О том, что производители не имеют правильного представления о формировании бренда, высказался в том числе помощник Президента РФ Максим Орешкин. – Много качественных продуктов неправильно упакованы, без идей и без эмоций для покупателя и потребителя. А эмоции в данном случае очень важны, – заявил эксперт. При этом он отметил, что процесс заполнения освободившихся ниш достаточно сложен, и ему необходимо оказывать господдержку. С тем, что процесс построения бренда важен для корпоративной культуры, согласился также председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф. По его мнению, без этого компании в целом невозможно достичь успеха. Он также высказался и об образовании в стране. – Почему в России мало сильных брендов? Мы пришли выводу, что причина в отношении к политике брендов в системе образования. Если посмотреть, что изучают в таких специализированных программах, как MBA, то у нас, к сожалению, в разы меньше уделяется этому внимания, чем в соответствующих западных бизнес-школах, – прокомментировал он. Основатель сети магазинов «ВкусВилл» Андрей Кривенко отметил, что существует немало компаний, создавших торговую марку, не понимая при этом, какую проблему решает их продукт. – Если ты не понимаешь, зачем покупатель покупает твой продукт, то это уже не бренд, – высказался спикер. [ https://www.intermedia.ru/uploads/RIA_8459147_HR__1__jpg.jpg ] О недоверии россиян к отечественным брендам высказался также генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. – В прошлом году, когда мир стал другим, мы поняли, что возникла замечательная возможность обратить взоры сограждан на родину. Так как мы долго сидели за «железным занавесом», люди на протяжении 30 лет наслаждались открытием мира, про свою страну забыв. Люди верят в чужие бренды, а в свои – нет, поэтому своих продвигать зачастую гораздо тяжелее, – сказал он. Главы регионов рассказали о программах поддержки собственных производителей. Так, глава Удмуртской Республики Александр Бречалов сказал, что хотел бы видеть больше активности в этом направлении. – Поэтому мы сделали целую программу, зонтичный бренд - «Сделано в Удмуртии». С помощью него мы начали продвигать бизнес, – прокомментировал он. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин назвал еще одно направление поддержки, связанное с охраной наименования места происхождения товара. – Мы зарегистрировали территориальные бренды – Новгород, Старая Русса, Валдай. Любая компания в Новгородской области может ими пользоваться совершенно бесплатно в любых вариантах, чтобы повысить свою узнаваемость, – рассказал он. Участники дискуссии в целом пришли к выходу, что уход многих зарубежных компаний с российского рынка дал возможность местным производителям занять освободившиеся ниши, но для создания отечественных узнаваемых брендов пока не хватает профильных специалистов. Кроме того, нужно оказывать больше поддержки малому и среднему бизнесу.