Как законопроект о защите русского языка коснётся рекламы

Источник: Sostav.ru

Как законопроект о защите русского языка коснётся рекламы

В связи с новыми требованиями в рекламные слоганах придётся отказаться от англицизмов 16 февраля Госдума приняла [ https://www.sostav.ru/publication/russkij-yazyk-59075.html ] в третьем чтении законопроект о защите русского языка. Согласно поправкам, использование иностранных языков станет недопустимым в образовательной сфере, в государственных и муниципальных информационных системах, а также в информации для потребителей, в том числе в рекламе. О нюансах использования латиницы в маркетинговых целях Sostav рассказали юристы. Поправки коснутся использования англицизмов на русском языке (наподобие «кешбэк» или «дедлайн» — прим. Sostav), отметила сооснователь сообщества «Рекламное право» Ирина Шурмина. По ее словам, их можно будет использовать только если они будут включены в специализированные словари или если не найдётся аналога на русском языке. Кроме того, по словам cоветника антимонопольной практики МЭФ Legal Оксаны Павлухиной, придётся отказаться от многих слов на латинице и от слоганов с иностранными вставками типа «cool», «weekend» и так далее. Они будут допустимы только если у слов нет общеупотребительных аналогов на русском. Например, слово e-commerce возможно заменить на электронную торговлю, поэтому скорее всего рекламщикам придётся воспользоваться русскоязычной версией, рассуждает Павлухина. При этом на языки республик в составе Российской Федерации запрет не распространится. Тем не менее ограничения по использованию иностранных слов в рекламе действуют уже давно, замечает Шурмина. «Как и ранее, необходимо сопровождать такие слова переводом на русский. За использование слов типа “SALE” без перевода ФАС уже давно штрафует — вне зависимости от того, где они используются. Это могут быть баннеры, аудиореклама, плакаты в витринах и прочее», — объясняет она. Согласно новым поправкам, от англицизмов и латиницы придётся отказаться в информации на баннерах и в рекламных слоганах, в устных сообщениях на ТВ и радио, рассказывает Павлухина. Требования не коснутся зарегистрированных товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания. Также они не относятся к теле-, радиопрограммам, аудиовизуальным материалам и печатным изданиям, предназначенным для обучения иностранным языкам, государственным языкам республик в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации, указано в законопроекте. Знаки с латинскими буквами, которые уже зарегистрированы в российском ГОСТе, также не попадают под запрет. Как, например, знак охраны авторского права ©, поясняет Шурмина. Нужно ли уже искать замену каким-то конкретным англицизмам, пока неизвестно. Правительство только собирается утвердить перечень допустимых заимствований и составить специальные нормативные словари. Будет разрешено использовать англицизмы, которые уже занесены в существующие орфоэпические словари, добавляет Павлухина. Ранее в Госдуму параллельно  внесли отдельный законопроект [ https://www.sostav.ru/publication/zaprete-na-ispolzovanie-v-reklame-nekirillicheskikh-alfavitov-57885.html?ysclid=ldjzjrga5e143066113 ]  о запрете латиницы в рекламе сенаторы Сергей Цеков и Ольга Ковитиди. Авторы предлагали отказаться, например, от надписей SALE при распродажах, а использовать только кириллицу. Эту инициативу отклонили, посчитав избыточной мерой.