Гладко было на бумаге
19.04.2022
Источник: Коммерсантъ
Издательства и типографии Удмуртии пока не испытывают дефицита бумаги и краски, с которым успели столкнуться многие российские компании, но говорят о значительном повышении стоимости компонентов. По словам участников рынка, бесперебойную работу в ближайшие месяцы они намерены обеспечить за счет российских поставщиков. По данным Удмуртстата, только за январь-февраль 2022 года денежный оборот полиграфических организаций республики составил 162,5 млн руб., что в 4,4 раза больше, чем за то же время прошлого года. Эксперты полагают, что дефицит начнет сказывается только летом, а подорожание красок увеличит стоимость книг, газет и журналов на 30–40%. По данным Удмуртстата, в январе-феврале 2022 года оборот компаний, занимающихся полиграфией и копированием, составил 162,5 млн руб. Это в 4,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем производства снизился на 18,1% относительно января-февраля 2021 года. Печать газет, журналов, периодических изданий и этикеток в Удмуртии увеличилась в 3,4 раза года относительно аналогичного периода в прошлом году. Как рассказали «Ъ-Удмуртия» в Ижевском полиграфкомбинате, в начале марта им пришлось перейти на новые условия сотрудничества с поставщиками материалов, поскольку те перестали работать без предоплаты. «Дефицита материалов у них нет, но отгружают только тем, кто готов платить. При этом, наши покупатели имели отсрочку оплаты от 15 до 45 дней, а сейчас мы переводим покупателей на предоплату. Поскольку у нас короткий производственный цикл, от получения файла до отгрузки напечатанной продукции проходит 24 часа, сроки изготовления не изменились», – сказала руководитель Ирина Себрова. В марте, как объяснили на предприятии, цены на продукцию выросли на 20% относительно начала года. «В основном рост вызван подорожавшей логистикой от поставщика к нам, и от нас к покупателю. После повышения в марте, нам пришлось снизить цены по некоторым продуктам в апреле. По материалам, на всякий случай, мы меняем европейских поставщиков на китайских, заранее опасаясь перебоев с поставками», – подчеркнула госпожа Себрова. Также на комбинате пояснили, что используют европейские печатные машины, запчастей для ремонта которых в стране больше нет. В качестве альтернативного решения они нашли предприятия, которые занимаются восстановительным ремонтом и изготовлением копий деталей в России на отечественном оборудовании. В типографии «Лента» отметили, что стоимость материалов за последнее время выросла на 40-70%. Тем не менее с недостатком бумаги и краски в компании пока не столкнулись. «Мы работаем с китайскими и европейскими материалами, и на складах у московского поставщика они пока есть. Но нас уже предупредили, что европейских компонентов хватит только на полгода, после чего поставщик, скорее всего, полностью перейдет на закупки в Китае или будет искать новые пути поставок», – уточнила главный бухгалтер Наталья Копатева. Поскольку типография закупает все через поставщиков, то и увеличения сроков доставки и изготовления продукции они пока не наблюдают. Возможность отказа от какой-либо из своей продукции в «Ленте» тоже пока не рассматривают. Вместе с тем, как действовать в случае, когда у поставщиков закончатся компоненты, в типографии не понимают. Изменений не наблюдают пока и в типографии «Маршак». Директор Марина Милюкова полагает, что в целом отрасль не испытывает особых сложностей. «По своей типографии каких-то изменений не заметили. В основном мы работаем с китайскими компонентами – с их доставкой сейчас все в порядке. Материалы мы заказываем у тех же поставщиков, что и раньше. А по поводу тех компаний, которые говорят, что у них проблемы, мне кажется, они излишне драматизируют и пытаются таким образом получить выгоду», – считает госпожа Милюкова. По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, как такового дефицита бумаги в России нет, но есть нехватка компонентов для ее отбеливания. Также наблюдается явный недостаток красок. «Подорожание красок на 70-100% может привести к росту цен на книги, газеты и журналы на 30–40%. Перейти на китайский продукт российские типографии могут до конца 2022 года, однако надо учесть, что из-за высокого спроса поставщики из КНР, скорее всего, будут завышать цены. Таким же образом могут поступить и российские производители красок, но их аппетиты легко умерит Федеральная антимонопольная служба», – предполагает Леонид Хазанов. Эксперт уверен, что региональные типографии смогут почувствовать на себе влияние санкций в ближайшие два-три месяца. «Запуск новых предприятий с нуля может потребовать теперь от одного до трех лет, что слишком длительный срок для складывающегося сложного положения дел в отечественной полиграфии. Это не самая приятная ситуация, так как издательский бизнес в нашей стране неумолимо стагнирует и оснований для улучшения пока не предвидится», – заключил господин Хазанов. Михаил Красильников