На Дону цены на печатную продукцию поднялись на 30%
17.01.2022
Источник: РБК Ростов
В 2021 году подорожали все виды расходных материалов и бумаги для полиграфии. Об этом шла речь на профильном совещании в Минпромторге РФ. Как рассказали опрошенные РБК Ростов отраслевые эксперты, донские издательства ожидают сокращения выпуска, а типографии с нового года повышают цены на свою продукцию. Бумага всему голова За прошедший год цены на материалы для печатного дела дважды прибавляли в цене, рассказал гендиректор ЗАО «Техцентр «Крестьянин» Александр Васильев. В частности, газетная бумага в 2021 году в итоге подорожала более чем на 10%. «Мы не работаем с картоном, офсетную бумагу используем по минимуму, но изготавливаем газетную. За прошлый год она два раза по 5% поднималась. И с нового года поставщики обещают на 2% поднять цены из-за повышения затрат на перевозку», — рассказывает Васильев. Он также подчеркнул, что в течение 2021 года донские типографии сдерживали стоимость собственной продукции, несмотря на удорожание материалов. «Но с нового года отпускная цена печатной продукции повысится в зависимости от пропорций разных видов бумаги в заказе», — добавил эксперт. По словам директора издательства «Феникс» Олеси Фартушной, в 2021 году рост цены на готовую продукцию в среднем составил около 30%. «В этом году повышение цен продолжается и, предполагаем, что по причине дефицита бумаги, это подорожание не последнее. Среди нашей продукции сильнее всего в цене вырастут картонные книги и книги в твердом переплете», — рассказывает Фартушная. Как отметил Васильев, в 2021 году на 30% подорожала этикеточная бумага, из которой изготавливают упаковки шоколада, конфет, сигарет, консервов, пластиковых упаковок и туалетной бумаги. Кроме того, стоимость оберточной бумаги увеличилась почти в полтора раза — на 46%. «Мы изготавливаем много этикеточной бумаги. Она подорожала с 76 руб/кг до 106 руб/кг. Мы не можем удерживать цену при таком росте. Химия сильно подорожала, растворитель в 2,5 раза прибавил в цене. Если мы бочку за 36 тысяч покупали, сейчас — за 85 тысяч», — объясняет Васильев. При подобном росте на расходные материалы итоговая цена этикетки поднимется на 13-20%, пояснил эксперт. «Помимо сырья она складывается из стоимости работы и тарифов на электроэнергию», — рассказал гендиректор ЗАО «Техцентр «Крестьянин». Он также добавил, что подорожание связано не с ростом потребления бумаги, а с тем, что комбинаты отправляют ее на продажу за границу. По его словам, в Европе спрос на полиграфическую бумагу вырос в 2021 году почти на треть, что закономерно привело к повышению цен на 70%. «Из-за этого экспорт стал для комбинатов более выгодным, большинство продукции идет на реализацию туда, на внутреннем рынке сокращается предложение — а вслед за этим растут цены», — пояснил он. Интернет вытесняет бумагу На фоне повышения цен на сырье типографии сталкиваются с другой проблемой — уменьшением спроса на продукцию из газетной бумаги и сокращением рынка в целом, отмечают эксперты. «Идут естественные процессы, интернет забирает у газет рекламу. Соответственно, газеты падают в своих тиражах, в объемах уменьшаются, в периодичности. Все это происходит постоянно и ежегодно. Последнее время не вижу ни одной газеты, у которой поднялся бы тираж. В основном они снижаются. Соответственно, и мы начинаем загибаться потихоньку», — подчеркивает Васильев. По его словам, 2010 году «Крестьянин» перерабатывал около 350 тонн бумаги в месяц, а сейчас объемы сократились более чем в 12 раз — до 30 тонн. Из-за сокращения спроса между производителями возрастает конкуренция. Чтобы адаптироваться к изменению структуры рынка типографии переходят с изготовления газетной бумаги на выпуск этикетной бумаги и картона, которые пользуются большим спросом у издательств. Как рассказала Фартушная, издательства, в свою очередь, оказались между покупателями и производителями. В 2022 году они ожидают падения доходности из-за того, что придется ужиматься для сохранения приемлемой цены для покупателей на фоне роста закупочной стоимости бумаги и картона. «Год однозначно будет нелегким. Всем придется лавировать между возможностями покупателей и ростом затрат на производство продукции. К тому же у многих издателей сократится выпуск продукции за счет увеличения сроков печати. Нам бы очень хотелось, чтобы государство погрузилось в данную проблему и предприняло бы меры для ее регулирования», — подчеркнула директор издательства «Феникс». В ноябре прошлого года Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) на фоне второго за год повышения цен попросил Минпромторг о субсидиях на производство бумаги. По итогам совещания с производителями бумажной и печатной продукции было решено создать рабочую группу для сбора данных по ценам и решения проблемных вопросов.