Печать бессмертия: тенденции развития газетной журналистики от эксперта МедиаСаммита 2.0
18.04.2025
Источник:
ИА PrimaMedia
Пока цифровая среда ускоряет ритм потребления, бумажная журналистика вынуждена постоянно искать ответ на вопрос: «Зачем нужна пресса?». Первый день Дальневосточного МедиаСаммита 2.0 (12+, проходил 17–18 апреля в столице ЕАО Биробиджане) запомнился его гостям мастер-классом от человека, для которого пресса — не архаизм, а точка роста. Секретарь Союза журналистов России, главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок» (16+), председатель экспертного совета конкурса «10 лучших газет России» (12+), кандидат филологических наук, лауреат премии «Золотое перо России» Владимир Касютин говорил о людях, которых держит профессия и которые держат профессию, об их энергии, которая «втачивается» в коллектив, о том, стыдно ли навязывать себя читателю и о том, как трансформироваться, но не потеряться.
«Пресса в России продолжает жить, но бедно»
Как бы часто ни говорили о смерти «бумаги», Владимир Касютин в неё не верит. Газеты продолжают жить, а держатся они благодаря редакциям — командам профессионалов. Сегодня, по его словам, важно защищать не только бумажный носитель, но и само понятие редакции как сообщества:
«Для нас главное — это редакция. Это коллективы, наследники серьезных традиций, коллективы, которые профессионально способны работать с проблемами, с информацией. Это должны понимать власти».
Государственная поддержка, региональная поддержка — это то, что держит прессу на плаву. Где она сильна, там процветает пресса, считает эксперт.
Ещё одна возможность не остаться незамеченными в современном мире — создавать качественный, глубокий контент.
«Не напрасно взял газету в руки»
Особое внимание эксперт уделил так называемым «бигматам» — большим, цельным, эмоционально насыщенным текстам, которые становятся смысловым ядром номера и всего издания.
«Газета держится не на кирпичиках, не на кусочках. Она держится на большом материале. Это текст, который люди прочтут и скажут: «Да, я не напрасно взял газету в руки». Это должен быть текст, который людям что-то дает. Всё из кусочков — это не про вас», — обратился к участникам мастер-класса Владимир Касютин.
Именно в малых печатных изданиях нередко рождаются тексты, достойные литературных сборников, добавил он.
«В районных, областных газетах иногда настолько проникаются чужими судьбами, что получаются невероятные тексты. Они, конечно, должны входить в журналистские учебники», — отметил он, порекомендовав не вовлекаться в новостную гонку, а делать ставку на уникальный контент.
«Бич наших изданий — иллюстрации»
Современная журналистика — это не только текст. Кризис визуала тормозит развитие прессы. Пока на журфаках учат только писать, материалы в газетах иллюстирируют, в лучшем случае, безликие фотографии.
«Сегодня надо постоянно думать о видео и фото. Потому что брать сегодня интервью музыканта и не дать послушать, как он играет, ну как это возможно? Или рассказывать про блогера и не дать ссылку, где его посмотреть... Мы часто об этом забываем. Тексты должны сопровождаться чем-то. Бич наших изданий — иллюстрации».
Он также заметил, что верные помощники для коллег из печатных изданий сегодня — инфографики и QR-коды. Конечно, в умеренных количествах. И не стоит забывать и о вёрстке...
«Коллеги научились понимать, что такое первая полоса»
Многие журналисты, в том числе печатных СМИ, разучились писать заголовки и лиды, считает Владимир Касютин. Но есть и позитивные тенденции.
«Мне кажется, коллеги научились понимать, что такое первая полоса. Ещё несколько лет назад на первых полосах были праздники: Новый год, 8 Марта, День матери. Теперь на первых полосах стало появляться то, что действительно волнует людей. Всё-таки там должна быть проблема или событие. Если таких событий нет, то — человек. Когда мы сдаём номер, весь коллектив должен сидеть и думать про первую полосу. О чём люди говорили на прошлой неделе? Что самое важное? Чем жили?».
«Спецпроект должен быть в каждом издании»
Особое внимание Владимир Касютин уделил значению спецпроектов, которые не только привлекают внимание к важным темам, но и позволяют редакциям проявить себя как активных участников общественной жизни.
«Спецпроект, конечно, должен быть в каждом издании, в каждой редакции. Так мы можем на что-то влиять, привлекать внимание, показывать себя аудитории, властям, что мы что-то себя представляем. Особенно, если этот спецпроект выходит в офлайн, когда мы собираем людей и делаем что-то важное и полезное. [...] Конечно, иногда ловишь себя на мысли: «А зачем тебе это?» Но понимаешь, что надо куда-то двигаться, что твоя работа нужна».