Как себя чувствует креативная экономика в России: прогнозы развития

Источник: 

Книжная индустрия
Как себя чувствует креативная экономика в России: прогнозы развития

Изображение: iStock

Несмотря на активное развитие креативных индустрий, их все еще считают новым полем экономики и «террой инкогнита» в массовом восприятии. В 2024 г. доля креативных индустрий в ВВП чуть превысила 4%, а к 2030 г. ее планируется нарастить до 6%. Корреспондент Sostav Дарья Дмитриева рассказывает, как себя чувствует креативная экономика в России и какие прогнозы развития дают участники творческих индустрий.

Регулирование креативных индустрий вышло на новый уровень, когда в феврале 2025 года вступил в силу федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». Он дает определения понятий «креативные индустрии» и «субъекты креативных индустрий», устанавливает условия деятельности и государственной поддержки в этой сфере. Предварительный перечень креативных индустрий охватывает 51 вид деятельности, включая рекламу и PR, дизайн, кино, архитектуру, медиа и др. Чтобы к 2030-му году вклад креативного сектора в ВВП вырос до 6%, предполагаются различные меры господдержки, в том числе развитие цифровых сервисов для защиты интеллектуальной собственности и формирование системы экспортной поддержки.

Регионы могут самостоятельно определять основные локальные индустрии и формы содействия, создавать инфраструктуру для творческих предпринимателей. Локальный туризм, культурные мероприятия, гастрономические фестивали становятся точками притяжения не только для жителей регионов, но и для внутреннего потребителя в целом. А сам креатив превращается в инструмент культурного объединения. В то же время креативные индустрии неравномерно развиваются по регионам: впереди идут Москва, Петербург и отдельные регионы-лидеры, например, Урал. Но в большинстве своем наблюдается дефицит инфраструктуры и компетенций для реализации креативных проектов.

Директор по развитию агентства Heads Ольга Крючкова отмечает, что сегодня креативные индустрии показывают рост практически во всех направлениях, особенно заметное ускорение — в сфере кино и анимации, цифровых продуктов и ресторанной индустрии, что во многом связано с необходимостью импортозамещения в цифровой среде.

Ольга Крючкова, директор по развитию агентства Heads:
Спрос на локальные решения и контент значительно вырос, а освободившиеся ниши требуют активного наполнения. Одновременно усиливается интерес к внутреннему туризму, что порождает спрос на «якорные» точки притяжения — ими часто становятся гастрономические практики и локальные блюда, которые транслируют культурную уникальность регионов.

Уход зарубежных брендов сразу превратился в зону роста для локальных игроков. Кино, анимация, цифровые продукты и гастрономические бренды стали предлагать собственные оригинальные форматы. И это действительно ценно для развития креативных индустрий. Екатерина Недзвецкая, креативный продюсер Netclip, отмечает рост локального самосознания: мы стали меньше «залипать» на западные референсы с открытым ртом и больше смотреть на себя — на свою визуальную культуру, на своих героев и язык.

Екатерина Недзвецкая, креативный продюсер Netclip:
Растет запрос на «свое» — узнаваемое, родное, с контекстом. И здесь креативу приходится работать тоньше, умнее. Это не про «нафталин» и не про патриотизм в лоб. Это про поиск образов, которые цепляют именно нашу аудиторию, говорят с ней нативно и с уважением. Отсюда появляется новая волна авторских визуальных решений, попыток нащупать собственный стиль, язык, подачу — без копирования. Референсы по-прежнему нужны, но теперь не для того, чтобы «повторить», а чтобы понять, чем мы отличаемся.

В условиях затяжного стресса люди ищут выходы из реальности — будь то кино, театр, игры или цифровые миры. Контент перестает быть лишь развлечением и превращается в пространство, где можно спрятаться от давления внешней среды. Этот запрос формирует устойчивый спрос на «погружающие» форматы. По мнению Владилена Ситникова, основателя «Безтендера.рф», в креативном секторе наиболее перспективно все, что касается развлечения: кино, сериалы, театр, шоу, игры, музыка и контент, производимый инфлюенсерами.

Владилен Ситников, основатель Безтендера.рф:
В условии кризиса и огромного напряжения, давления обстоятельств, которые требуют выплеснуть энергию, самое простое — катарсис. Все, где тебя увлекают в сказку, фантастический мир, выдуманный, — все будет востребовано у масс. Нет возможности принять — хочется спрятаться. Либо в виртуальный мир, либо в мир дофаминового контента.

Ксения Логинова, директор по стратегии и маркетингу в ENDY :
Геймдев давно является одним из быстрорастущих сегментов развлечений. И даже в кризис люди не перестают играть: для многих это выход из реальности и возможность отвлечься и сбросить стресс. Геймдев в России переживал ряд трудностей последние пару лет, но сейчас вышел в уверенный и активный рост. Крупные компании объединяются в ассоциации для развития сектора, сотрудничают с вузами для выращивания кадров, растут инвестиции в проекты как со стороны государства, так и частных компаний, ну и число игроков в России тоже растет.

Благодаря внедрению ИИ любой креативный процесс ускоряется: то, что раньше занимало месяцы, теперь укладывается в дни. Маленькие команды с дерзкой идеей, доступом к нейросети и пониманием аудитории успешно соревнуются с крупными продакшенами. Участники рынка реагируют на возможности, которые открывает ИИ, по-разному. Для кого-то нейросети представляют новый продакшен-инструмент, который ускоряет, помогает, дает новые визуальные и концептуальные языки. Для других — обесценивает работу креативных специалистов. Обе позиции справедливы, при этом важнее всего результат, который получает аудитория.

Александр Овсянкин, креативный директор Nectarin:
Сегодня рулит то, что быстро, дешево и цепляет. Генеративное видео, нейродизайн, AI-анимация — все, что позволяет делать вау-контент за дни, а не месяцы. Сейчас побеждают не гиганты с огромными продакшн-циклами, а небольшие студии, у которых есть идея, нейросеть и дерзость. Плюс — локальные персонажи, свои цифровые герои и IP для соцсетей. Это новая медийная реальность, где все решают скорость, формат и характер.

Владилен Ситников, основатель «Безтендера.рф»:
Происходит тотальное изменение восприятия стоимости услуг креатива — ее обнуление. Если ИИ выдает почти бесплатно десятки идей, как я могу платить дорого за креатив? Это ужасно. Креатив стоит все и ничего одновременно. Отток талантов из креатива приведет к майонезной рекламе скидок везде и потере идентичности брендов.

В то же время повсеместное использование нейросетей открывает массу вопросов в плане регулирования, которые еще предстоит решить. Это и соотношение авторства между человеком и ИИ при создании новых продуктов, и вопросы легальности использования данных для обучения нейросетей, и маркировка креативного контента, созданного с помощью нейросетей. Возможный вариант развития — разработка отдельного кодекса этики использования ИИ для креативных индустрий по примеру недавно принятого кодекса для финансового сектора.

Полный текст читайте на sostav.ru

Текст: Дарья Дмитриева

Наш сайт использует файлы cookie для вашего максимального удобства. Пользуясь сайтом, вы даете согласие с политикой конфиденциальности.
Понятно