Verdens Gang: великолепная шестерка

Источник: 

СППИ ГИПП
Verdens Gang: великолепная шестерка

Изображение: WAN-IFRA

Verdens Gang (VG), одно из ведущих новостных СМИ Норвегии, использует искусственный интеллект для повышения производительности своей редакции. Команда разработчиков активно экспериментирует с различными инструментами, основанными на ИИ, облегчающих работу журналистов и редакторов.

Таблоид, основанный в 1945 году и работающий в онлайне с 1995 года, остается одним из самых популярных изданий в стране. «В 2024 году мы занимаем очень прочные позиции в Норвегии. Наш трафик поступает, в основном, напрямую, а не со сторонних платформ и из социальных сетей», – отмечает Яри Баккен, инженер-разработчик редакции VG.

По его словам, ChatGPT предоставил им возможность использовать искусственный интеллект по-новому. Например, сегодня разработчики изучают различные языковые модели и интерфейсы прикладного программирования (API) для создания приложений под индивидуальные потребности.

Баккен входит в состав рабочей группы, изучающей возможности использования генеративного ИИ в редакции VG. Хотя команда, состоящая из семи человек, самостоятельно разработала множество инструментов, он выделяет шесть главных.

1. ChatGPT: краткие описания статей

Аннотации к статьям создаются с использованием OpenAI GPT-4, улучшенной версии языковой модели. Полный текст статьи загружается в ChatGPT, который возвращает краткое изложение в виде маркеров, размещенных в раскрываемом поле под заголовком. Это поле помогает VG отслеживать количество читателей, которые кликают на него.

Проведенный VG внутренний анализ в феврале-марте текущего года показал, что краткие описания статей привлекают молодую аудиторию: их читают 28% пользователей в возрасте от 15 до 34 лет и только 18% пользователей старше 34 лет.

В компании возникли опасения, является ли хорошей идеей предоставлять контент, созданный с помощью искусственного интеллекта, непосредственно читателю. Поэтому журналист VG всегда участвует в просмотре и оценке аннотации, сгенерированной ИИ. Более того, такое описание выходит с пометкой, что оно создано с помощью искусственного интеллекта. И, конечно, итоговый результат, поправленный журналистом, сравнивается с исходным сгенерированным текстом для дальнейшего обучения моделей ИИ.

Другой вопрос заключался в том, не будут ли люди читать только краткое содержание статьи. Оказалось, что пользователи, кликнувшие на поле с аннотацией, углублялись в статью, тратя на нее больше времени. «У них показатель вовлеченности примерно на 20% выше, чем у тех, кто не читал анонс. Это было немного неожиданно, но интересно», – признается Баккен.

2. Jojo: расшифровка текста

Редакционная группа разработчиков VG создала приложение для преобразования речи в текст на основе OpenAI Whisper – модели для распознавания и транскрипции речи с открытым исходным кодом.

Jojo было разработано после изучения работы корреспондентов с целью повышения эффективности процесса подготовки репортажей. Записи интервью и пресс-конференций можно загрузить в приложение, чтобы получить расшифрованный текст.

Для журналистов, которые беспокоятся о загрузке конфиденциальных записей интервью, команда разработала версию приложения, работающую в автономном режиме на ПК. «Мы также интегрировали Jojo в Slack для прямых трансляций, – добавляет Баккен. – Это полезно для оперативного освещения пресс-конференций, когда ручная расшифровка весьма трудоемка».

3. Statistics Agent: таблицы в диаграммы

Statistics Agent был разработан для визуализации статистики, в том числе для создания диаграмм и графических изображений. Новый инструмент может выполнять поиск нужной таблицы в официальной статистической базе данных Норвегии и подбор нужных цифр, а затем преобразовывать их в графическую диаграмму с использованием ИИ. Сгенерированная диаграмма перепроверяется перед публикацией.

«Иногда Statistics Agent находит неправильную таблицу или выдает неверный результат, если таблица слишком большая, – говорит Баккен. – Но это помогает нам улучшить его работу и увидеть области, где требуются другие инструменты, способные выполнять более сложные задачи».

4. Бот FOIA: специалист по жалобам

Этот бот был создан для написания апелляций или жалоб на отказы в применении Закона о свободе информации (FOIA). У бота есть пользовательский интерфейс, в который можно вставить письмо с отказом, и он генерирует жалобу на основе введенных данных.

Несмотря на то, что написать достойную жалобу может и ChatGPT, он не учитывает нюансы норвежских законов. Поэтому в VG разработали расширенную систему генерации запросов с доступом к некоторым юридическим ресурсам. Она содержит шаблоны от Норвежского агентства печати, что позволило ИИ лучше генерировать жалобы и апелляции.

«Инструмент работает намного лучше, чем мы ожидали. Но он все еще может допускать ошибки, поэтому в любом случае все должно быть перепроверено», – подчеркивает Баккен.

5. Sequelizer: генератор идей

Sequelizer был создан для генерации идей для новых журналистских материалов и для продолжения конкретной истории на основе уже опубликованных статей. Для этого нужно просто вставить ссылку на статью.

«Не всегда получается здорово: некоторые идеи действительно хороши, некоторые – откровенно плохие. Но, в любом случае, это интересно. И это дает толчок к творчеству», – рассуждает Баккен.

Этот инструмент также встроен в Slack-канал VG, где журналисты могут одним нажатием кнопки составлять список новых идей.

6. Text-to-data: текст в данные

По словам Баккена, этот инструмент больше подходит для журналистских расследований. С его помощью можно извлечь данные из текста о людях, местах и организациях, которые упоминаются в статье, и попытаться найти взаимосвязи между ними.

«Быстро проведенный анализ тысячи статей может быть очень полезен для журналиста. Он получает интересную базу данных об отношениях между всеми людьми, которые были упомянуты в изучаемых материалах, – говорит Баккен. – Это отличный пример оправданного использования искусственного интеллекта: он помогает в решении тех задач, которые мы бы не смогли выполнить вручную».

Олтрин Виджей, корреспондент WAN-IFRA

Материал опубликован в июньском номере журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» 

Все материалы свежего номера читайте здесь (скачать pdf)